Храм Гроба Господня в Иерусалиме
![]() Для миллионов христиан по всему миру храм Гроба Господня в Иерусалиме является священным местом. Тысячи паломников в праздники приходят сюда, чтобы поцеловать священный камень миропомазания, на котором, как написано, Никодим и Иосиф Аримофейский помазали смирной и алоэ тело Спасителя перед погребением. Длинная очередь ждет у входа в Кувуклию, которая расположена в центре Ротонды (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), заключающая в себе Гроб Господень, величайшую христианскую святыню. Кувуклия – это небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора. В Кувуклии имеются два помещения: Гроб Господень и Придел Ангела. Гроб Господень представляет собой высеченную в скале гробницу на одно ложе. Согласно Евангелиям, гробница принадлежала Иосифу Аримофейскому и находилась в саду недалеко от Голгофы, была новой, то есть в ней ещё никто не был похоронен. На протяжении веков Кувуклия неоднократно разрушалась и восстанавливалась. В 1927 г. она пострадала при землетрясении и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками. В одной из стен внутренней часовни Кувуклии проделаны два отверстия. Эти отверстия служат для передачи Благодатного Огня. Каждый год в Великую субботу, предшествующую православной Пасхе, патриарх греческий и патриарх армянской церкви входят в Кувуклию. Патриарх армянской церкви остается в так называемом Приделе Ангела, а греческий Патриарх входит во второе помещение – Гроб Господень. Здесь в гробнице, как полагают, чудесным образом сходит Благодатный огонь. Патриархи передают этот огонь не только тысячам людей, собравшимся в храме, но его развозят во все православные храмы по всему миру. История открытия Гроба Господня Первая Кувуклия была построена при императоре Константине Великом в 325–335 гг. на месте языческого храма. Согласно историческим данным в 326 году во время посещения Святой Земли царица Елена, мать императора Константина, повелела снести языческий храм в Иерусалиме, при раскопках которого была найдена Гробница Господня, а восточнее гробницы – три креста. Это подтверждал Александр Кипрский в повествовании о путешествии царицы Елены. Вскоре на этом месте была построена двойная церковь. На протяжении веков она неоднократно разрушалась и восстанавливалась. В настоящее время на нижнем уровне храма Господня находится церковь Елены (VII век), построенная крестоносцами. Конфликты в храме Гроба Господня. Шесть различных конфессий заявляют свои права на храм. Это Греческая православная церковь, Римско-католическая церковь, Армянская Апостольская церковь, Сирийская православная церковь, Копская православная Церковь и Эфиопская православная Церковь; каждой из них принадлежит своя часть. С 1852 года конфессии поделили между собой каждый сантиметр храма, подписав договор. С тех пор соблюдается «статус-кво» и это означает, что никакие изменения не могут быть сделаны без разрешения всех этих шести церквей. О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянской части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время, неизвестно. Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она так и называется «недвижимой». В XII веке Халиф Омар, властелин Османской империи отобрал у монашествующих греков и армян ключи от храма Гроба Господня и передал их на хранение почтенной мусульманской семье Джуди. А чтобы избежать столкновений за право первыми открывать и закрывать двери храма, эта привилегия предоставлена другой мусульманской семье – Нусейбэ. Эти обязанности переходят из поколения в поколение к старшим сыновьям этих семей. Контраргументы Римляне распинали людей на определенном месте, рядом с городскими воротами, вдоль оживленной дороги, чтобы прохожие были свидетелями казни, но вблизи храма Гроба Господня нет ни одних городских ворот. Согласно Посланию к Евреям в 13:12 стихе ясно сказано, что Иисус Христос «пострадал вне врат». «Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (К Евреям 13:11,12). Также в 1-ом веке западная часть города, где находится храм, была уже плотно заселена. Поэтому место казни не могло находиться среди домов. Кроме того, оно находилось в пределах слышимости от дворца Ирода, так что казнь здесь была невозможна. |