Рассмотрим одно из высказываний Йешуа, переданное по-разному в Евангелиях от Матфея и Луки:
16 Кому же уподоблю род этот? Он подобен детям, сидящим на площадях, которые, обращаясь к другим,
17 говорят: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не били себя в грудь».
18 Ибо пришел Иоанн, и не ест и не пьет; и говорят: «в нем бес».
19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, любящий есть и пить вино, друг мытарей и грешников». И оправданием премудрости были дела ее.
(Евангелие от Матфея, глава 11, перевод еп. Кассиана)
35 И оправданием премудрости были все дети ее.
(Евангелие от Луки, глава 7, перевод еп. Кассиана)
Надо заметить, что существует множество рукописей Евангелия от Матфея, в которых вместо «дела» написано «дети», как и у Луки. Мы пренебрежем этими вариантами текста, причиной которых, вероятнее всего, было желание переписчиков гармонизировать оба Евангелия. И обратим внимание на сам факт, что там, где у Матфея сказано «дела», у Луки стоит «дети».
В общем, понять смысл фразы несложно: «дела премудрости» значит то же, что «дети премудрости» – то есть то, что производит мудрость. В связи с этим может показаться интересным толкование, которое мидраш дает на Берешит/Бытие 6:9. Поясняется, почему после слов «Вот порождения Ноаха» (в Синодальном переводе неудачно «житие Ноя») вместо обычного в таких случаях перечисления его детей говорится, что он был праведником.
Толкование Раши:
Вот порожденные Ноахом – Ноах муж праведный: Упомянув о нем, Писание сообщает о нем похвальное, как сказано (Пр. 10:7): «Память праведника благословлена». Другое объяснение: научить тебя, что главное порождение праведных – их добрые дела. – Берешит Рабба 30:6.
Вот сам текст мидраша:
Вот порожденные Ноахом: Ноах… Так написано: «Плод праведного – дерево жизни, и мудрый приобретает души» (Пр.11:30): Каков плод праведного? Жизнь, благочестие и добрые дела…
(Берешит Рабба 30:6)
Итак, согласно такому подходу, добрые дела Ноаха были как бы его детьми, ибо он их «производил на свет». Думаю, что мы не ошибемся, если предположим, что «оправданием премудрости были все дети ее» является первичным вариантом, а Матфей уже перефразирует это как «дела ее» для большей ясности.
Зачастую комментаторы видят в мудрости (особенно если использовать это слово в превосходной степени – «премудрости») Йешуа, Чья праведность проявилась в Его добрых делах. Однако нам представляется более естественным то, как это понимает Яаков в своем послании:
Кто между вами мудр и разумен? Пусть покажет добрым поведением дела свои в кротости и в мудрости.
(Иаков 3:13, перевод еп. Кассиана)
Или, как Йешуа и говорит в другом месте, «дерево познается по плодам». Известно, что в Послание Иакова включены многие параллели и аллюзии на слова Йешуа.
Понимая рассматриваемую фразу таким образом, некоторые комментаторы видят в ней оправдание различий в образе жизни Йоханана и Йешуа: оба принесли добрые плоды делу Царства. Но, думается, не менее вероятно то, что Йешуа говорит здесь не о Себе и Йоханане, но о критиках, напрасно мнивших себя мудрыми. То, что они упрекали Йешуа и Йоханана в противоположных вещах, показало, что они либо сами не знали, чего хотели, либо что все, чего они хотели – обвинить любой ценой.
Замечу в заключение, что буквально фраза звучит как «оправдана мудрость» в значении «демонстрирует, что является праведной/правильной». И в таком же смысле Авраам «оправдался делами» в Рим 4:2 и Иак 2:21 и Раав «оправдалась делами» в Иак 2:25.
Дмитрий Резник
Январь 2014, Чешир, Коннектикут