Page004

«МЕКОР ХАИМ».

ПОЛЬСКИЕ ЗАРИСОВКИ.

Софония 3:9

«Я дам народам уста чистые,

чтобы все призывали имя Господа

и служили Ему единодушно».

Адонай Ире — Бог усмотрит. С недавних пор это имя Бога я повторяю ежедневно. Он стал моим «навигатором» по жизни — ведет, благословляет, щедро дает возможности и усматривает пути. Как обещал. И случайностей не бывает. Каждый поворот событий, каждый новый человек рядом, каждый жизненный «узелок на память» — шаги, которые УСМОТРЕНЫ ИМ.

«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом». (Пр. 19:21)

На новом маршруте музыкального служения

И вот снова музыкальная группа «Мекор хаим» («Источник жизни») в поездке. Нас пригласили в Польшу нести Слово, славить Господа языком музыки и молитв еврейского народа, утверждая славу Мессии. Еще 5-10 лет назад такого рода поездки были бы невозможны. Ведь в Польше, где веками христианство развивалось в лоне католической церкви, такой вектор был бы, скорее всего, не принят самими христианами. Теперь все меняется и польским верующим открываются возможности раскрытия для себя новых граней Иисуса-Иешуа во всей полноте.

«Chwała Ojcu i Synowi, i Duchowi Świętemu. Jak była na początku, teraz i zawsze, i na wieki wieków. Amen». /Хвала Ойцу и Сынови, и Духови Швентему. Як было на почонтку, тэраз и завше, и на веки векув. Амен/.

Слова традиционной молитвы, сказанные пастором Иреком Давидовичем открыли воскресное служение в христианской общине БЕЛОСТОКА и тут же растворились в музыке мессианского песнопения «Ки ми-Цион теце Тора», исполненной нашим коллективом. Глаза прихожан удивленно округлились от незнакомых слов и еврейских мотивов. Новое, незнакомое? Но уже через минуту — такое понятное и близкое: «Алилуйя!». Кажущееся препятствие преодолено. И дальше — только общение сердец. Ведь Господь наш — Один и Един для всех, кто принял Сына Его как Спасителя. «Да прославится Отец в Сыне…»

  • «Nigdy nie słyszałem takiej muzyki. to jest tak piękne. Hebrajski generalnie nie brzmiał jeszcze w naszym kościele». /Мы еще никогда не слышали такой музыки. Это так красиво. Иврит вообще еще не звучал в нашей церкви/.
  • «Wszystko, co słyszeliśmy martwi się do łez. Myślę, że dużo o tym. Polacy powinni myśleć o żydowskich korzeniach Jesus Christus». /Все, что мы слышали, волнует до слез. Полякам пора задуматься о еврейских корнях Иисуса Христа./.
  • «Szczerze mówiąc, myśleliśmy, że wśród Żydów nie tylko Żydzi, którzy nie przyjęli Chrystusa. Zmieniłeś nasze postrzeganie i otworzył nową stronę w zrozumieniu Chrystusa». /Если честно, мы думали, что среди евреев есть только иудеи, которые не принимают Христа. Вы изменили наши представления/.
  • «Mamy przyszła z mężem, usłyszał na reklamę telewizyjną, koncert muzyki żydowskiej. A następnie Słowo, a kazanie. Jesteśmy pod wrażeniem. Po tym koncercie, chcę podnieść Biblię». /Мы с мужем пришли, услышав по телевидению рекламу, на концерт еврейской музыки. А тут и Слово, и проповедь. Мы под впечатлением. После концерта хочется взять в руки Библию.

Такие искренние слова говорили нам и в Белостоке на Подлесье, и в маленьком городе Щитно Мазурского воеводства, куда пролег маршрут служения, и в Оструде, и в других местах. Никаких преград. Только взаимная любовь, дружелюбные объятия, открытые двери домов и сердец… И радость. На сердце радость.

 

Page006

Карта впечатлений

Гостеприимный БЕЛОСТОК, который несколько раз переходил то к Белоруссии, то к Польше, то к Украине, то снова к Польше. Здесь в период гитлеровской оккупации были сожжены в синагоге живьем 2 000 евреев. Экскурсия, которую устроили специально для нас и по городу, и в ближнее село КРЫНКИ, не забудется. В этом селе было самое первое (14 век) поселение евреев в Восточной Европе, а потом и одно из самых первых еврейских гетто. Остались потрясающие впечатления от организованной для нас поездки в старый еврейский городок (там проживало до 70% евреев) ТЫКОЦИН. Её по своей инициативе провёл для нас фотограф Марек Шут, который собирает по крупицам всё, что связано с памятью о евреях в Польше. Старинная синагога 16 века. Кладбище прямо в чаще леса. Здесь только за один день 25 августа 1942 года было расстреляно 3000 евреев. Никому не удалось избежать страшной участи. Таблички с именами расстрелянных прямо у деревьев, в лесной траве, повсюду… Память молчалива.

Город ЩИТНЕ, расположенный в Мазурском крае красивейших озер и лесов. И снова дружественные объятия, соприкосновения сердец.

ОЛЬШТИН. Старинный и красивейший город, где Коперник совершил свои первые научные открытия, с замками крестоносцев, костелами, дивными улицами, которыми нас провел пастор, теолог и польский друг Збигнев Гадковский.

ОСТРУДА, где нас ожидали после прошлогодней поездки.

ВАРШАВА…, правда, почти проездом. Господь всё усмотрел и устроил. И даже то, что простуда и бронхит, пытавшиеся одолеть наши ряды, не помешали нести музыкальное служение и проповедовать Слово. И это правда, что даже бушующее море, создавая препятствия, НЕ разрушит камень, заложенный апостолом Петром в создании единой христианской Церкви.

Размышления о темных пятнах истории

Дни нашего пребывания на польской земле были наполнены приятными впечатлениями, теплыми встречами, дружескими знакомствами, совместными молитвами. Нас принимали как родных и близких. Но размышления о судьбе наших народов, о вере и её испытаниях почему-то меня не оставляли.

Глядя на аккуратные линии дорог, ухоженные поля, уютные обустроенные домики невозможно даже представить, как обильно пропиталась эта земля еврейской кровью. Сегодня в Польше о евреях не любят говорить и многим полякам неприятно вспоминать о Холокосте, об убитых не только фашистами, но и польскими националистами, евреях. «Зачем поднимать это всё со дна? Темные пятна истории лучше поскорее забыть и вычеркнуть из памяти», — так считают некоторые. Но забыть геноцид, массовое истребление целого народа, избранного народа??? Нет, не получится, да это и невозможно.

Говорят факты

Известно, что до II Мировой войны войны в Польше жили 3 500 миллиона евреев и это было самое крупное еврейское поселение в Европе. После войны в печах Аушвица, Треблинки, Собибора, находившихся на территории многострадальной Польши, разорванной на части между Гитлером и Сталиным, в живых осталось здесь всего около 30 тысяч евреев (!).

Не стереть из истории и массовые убийства евреев самими поляками. 1941 год, Едвабне, где только за один день было сожжено живьем польскими жителями этой деревни, в угоду нацистам, полторы тысячи евреев. Подобное происходило тогда во многих городках Польши. (об этом – в документальной книге Яна Гросса «Соседи»). После войны усилившиеся антисемитские настроения, подогреваемые правительственной верхушкой страны во главе с В.Гомулкой, вынудили последних евреев уехать из Польши. По данным польской переписи на 2002 год здесь насчитали только 1 133 еврея.

Болезненные, кровавые и такие трудно выводимые пятна истории. Одно из них — антисемитизм. Вся наша история, в том числе и украинская, особенно при гетмане Б.Хмельницком, истреблявшем евреев, с последующей страшной историей Волыни, где перед войной вырезали и поляков, и евреев – это сплошные кровавые пятна. Их может «отстирать» и размыть только время. Забыть и вычеркнуть не получится. Ведь голос крови кричит, взывает, как голос крови Авеля. Рано или поздно он призовет сердца и равнодушных, и убийц к покаянию.

«По всей земле -от края и до края – распятие и снятие с креста» (М. Цветаева)

Недавний фильм польского режиссера Вл.Пасиковского «Колоски» о польском антисемитизме произвел на меня мне сильнейшее впечатление. Сколько таких еврейских могил со снятыми плитами, которыми поляки вымостили дороги в деревнях? Сколько таких, без плит, заросших бурьяном могильных камней, на которых уже нельзя разобрать надписей, мы здесь увидели – и в Крынках, и в Тыкоцине… Как тесно переплелись корни нашей истории, как много общего, в том числе и страшного, кровавого, бьющего набатом…

Наши новые польские друзья

10 дней поездки, концерты, ежедневные новые встречи, общение открыли для нас новых друзей, братьев и сестер во Христе. Мы увидели и узнали тех поляков, кто празднует Шавуот, который мы там и встречали вместе, даёт еврейские имена своим детям и внукам, кто принимает Иисуса как Иешуа, Сына Бога от еврейского народа. Тех, кто собирает по крупицам историю этого народа на польской земле, занимается изданием книг, восстановлением надгробий, сохранением памяти. И рушится стена непонимания, отчуждения, воздвигнутая мрачной историей. Открываются новые горизонты, единый Путь и Свет.

«Как хорошо и приятно быть братьям вместе». Этот псалом из Песней восхождения Давида пели на всех встречах – на польском, на иврите, на русском… Его одинаково любят и поют везде. И мы были ВМЕСТЕ.

Сердечная благодарность от всех нас искреннему пастору Церкви Белостока Иреку Давидовичу и его жене Гражине; неутомимому энтузиасту Мареку Шуту; активистке общества Польско-еврейских связей Тамаре Кудерской; милой и щедрой Касе и ее мужу Даниэлю; гостеприимному пастору Анджею Севеле и его жене Эве из Щитно; добросердечному пастору и теологу Збизневу Гадовскому из Ольштина; открытым для общения искренним пасторам Мареку и Петру, его украинской жене Валентине из Оструды; прихожанам церквей… и всем, кто рядом с нами в Вере.

Page003

Послесловие

И вот дорога уже ведет домой. В голове роятся обрывки польских фраз, теплой волной окутывают приятные и волнительные моменты, впечатления. Они долго ещё будут укладываться на полках нашей памяти.

Ничего не проходит бесследно, смею надеяться, что и эти наши служения также. И хоть мы разделены географически, нас соединяет Любовь.